Цитата:
1571. Царь Иван Васильевич Грозный устраивает сторожевую службу в видах защиты от татар. Боярин кн. Воротынский, дьяк Ржевский, кн. Тюфякин и Юрий Булгаков получают начальство над пограничною линией. (Хрк. Клдр. 1873 г. 103).
Городище, находящееся в 4 верстах от р. Уд, в росписи сторожей названо Павлово селище. Расположено близ г. Донца и современно ему. (Ф. II, 148).
В росписи местам, которыя должен был переезжать рыльский голова, для наблюдения за татарами, сказано: «да вниз по р. Удам, через Павлово селище, к Донецкому городищу, да к Хорошеву городищу, через Хорошев колодезь, да чрез Удския ровни» (Ф. I, 110).
Кн. Тюфякин в своей росписи сторожевым пунктам говорит: «Коломак перелезти под Коломацким городищем (в 21 версте от Валок) через Ровень, да полем через Муравский шлях». (Ф. II, 256). Следовательно и самый Коломак и окрестности его были уже населены в то время, а может быть и раньше. «3-я сторожа на Балаклеи на сей стороне р. Донца, в бору,– а стояти сторожам, переезжая, не в одном месте; а переезжати сторожем балаклейским Мурафский шлях направо по Донцу до Шабелинскаго перевоза 20 верст; а налево вниз по Донцу, до Каменнаго ярку 15 верст. А стояти сторожем укрываясь на Балаклею на старом месте; а бегати им в тоя сторожи с вестьми в Путивль Лосицкою дорогою меж Мжа и Коломака» (Ф. IV, 117). Далее следует описание местностей изюмскаго уезда: «У сторожи стояти на Изюмской страже». Затем у князя Воротынскаго говорится о стороже «Савинской и Изюмской», следовательно местности эти тогда уже были заняты русскими. У кн. Тюфякина следует описание местностей богодуховскаго и отчасти харьковскаго уездов. «1-ая сторожа, говорит он, на верх Олешанки Удские, а переезжати сторожем на право (к юго-востоку) Муравский шлях до Мерла до Диакова острога (теперь г. Богодухов) верст 20. А налево им переезжати вниз по Удом до Оленья броду» и т. д. (Ф. III, 167). Наконец и сумского у.: «а Псел прелезти у Липецкаго городища, да на верх Боровни». Липецкое городище расположено было поблизости города Сум (Ф. III, 279, 280). «А Ворскл прелезти у Буен Борку в Лосицах, а от Лосиц (ехать) к Казацкой могиле да к Мерлу». На месте Лосиц расположена теперь дер. Литовка ахт. у. (1645). «А Мерль перелезти ниже Торчинова городища» и т. д.; здесь был, вероятно, город князя торков. (Ф. III, 249).
1571. Муравский шлях, Царева или Царская дорога (Ф. V, стр. 3 прим. 2). Описанный в Книге большого чертежа, как главный путь, проложенный татарами в центр России, он начинался у Бахчисарая, шел на север к Перекопу крымскому, пролегая через таврическую, екатеринославскую и харьковскую губ. по водоразделам так, что на всем протяжении его встречалось мало неровностей и переправ; первая из них на всем пути приходилась или через Мож, или через Коломак, затем через Мерчик, а потом – в пределах орловской и тульской губерний. (Списки, XXVII).
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ХАРЬКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ XII–XVI ст.
Как видно из документа уже в 1571 году география региона была хорошо известна, здесь же упоминаются по крайней мере три уже существующие поселения: Хорошево, Коломак и Богодухов.
Первое письменное упоминание Харькова датируется
1627 г., но относится не к «городищу», а к реке. Последнее обстоятельство представляется немаловажным.
Цитата:
А выше Донецкого городища, с правой стороны, впала в Уды речка Харькова, от городища с версту; а в Харькову пала речка Лопина.
(Книга Большому Чертежу).