Вступительное слово Д.Медведева на совещании по вопросам развития энергетики 12.02.2010 в Омске:
Вчера мы с некоторыми из здесь присутствующих руководителей крупных российских компаний, руководителей Правительства занимались общими вопросами модернизации нашей экономики, технологического перевооружения, а сегодня у нас один из важнейших комплексов нашего хозяйства – это ТЭК. Поэтому мы поговорим о развитии топливно-энергетического комплекса. Я напомню, в декабре прошлого года мы уже рассматривали вопрос о формировании новой правовой базы международного сотрудничества в области энергетики. Это совещание было в Москве. И договорились, что отдельно подведём итоги работы комплекса в 2009 году. Поэтому несколько слов на эту тему я сначала скажу.
Прошедший год был для энергетиков, как и для всей нашей страны, непростым. Производство первичных топливно-энергетических ресурсов сократилось на пять процентов. И если, скажем, по добыче нефти показатели имеют хотя бы небольшие, но положительные значения, то по газу, по углю, по электроэнергетике произошло достаточно серьёзное падение. Цифры вы все хорошо знаете. Во многом это было следствием объективных причин: сокращения объёмов промышленного производства в стране, снижения цен на уголь, и следствием погодных явлений – довольно тёплой погоды в начале отопительного сезона.
Топливно-энергетический комплекс обеспечивает почти треть валового внутреннего продукта страны и около 40 процентов всех налоговых и таможенных поступлений в бюджет. И хотя модернизация экономики остаётся нашей ключевой задачей на ближайшие годы, как и уход от сырьевого роста нашей экономики, ориентации только на сырьевой рост, тем не менее развитие ТЭКа, конечно, остаётся нашим важнейшим приоритетом. И от его стабильной работы и дальнейшего развития зависит экономическое благополучие государства. Во всяком случае, так будет ещё достаточно долго, несмотря на все наши энергичные усилия, предпринимаемые для создания новых точек роста и развития других отраслей. Необходимо использовать весь спектр имеющихся возможностей – от государственной поддержки и либерализации регулирования в отдельных направлениях (это один арсенал средств) до ужесточения контроля там, где это сейчас необходимо.
Остановлюсь на ключевых задачах, которые требуют особого внимания. Во-первых,
нам необходимо сформировать и запустить долговременный рынок электрической мощности и создать условия для инвестирования в новую генерацию. Речь идёт в том числе и о переходе на новый метод тарифного регулирования, так называемый РАП, в сфере передачи электроэнергии повсеместно начиная с 2011 года. Я рассчитываю на то, что в самое ближайшее время совещание на эту тему пройдёт в Правительстве и все необходимые решения будут приняты. Поэтому специально заострять внимание по этому вопросу не буду, потому что планируется отдельное специальное обсуждение этого вопроса коллегами.
Во-вторых,
нужно ускорить модернизацию существующих и строительство новых нефтеперерабатывающих предприятий, наладить производство высококачественных и конкурентоспособных нефтепродуктов, которые соответствуют мировым стандартам. Это должно быть приоритетом всех наших крупных компаний. Я в декабре, кстати, давал уже соответствующее поручение вице-премьеру Игорю Ивановичу Сечину. Хотел бы, чтобы сегодня был доклад о результатах проделанной работы. А также о планах по использованию попутного газа – тема стала модной. О ней много говорят, но пока сделано крайне немного. Перспективные технологии у нас тем не менее уже появились. Нужно, чтобы мы окончательно определились с тем, что нужно для внедрения их в России, включая и меры государственной поддержки, если это потребуется.
В-третьих,
нам необходимы действенные стимулы для повышения инвестиционной и инновационной активности топливно-энергетических компаний для разработки ими новых месторождений углеводородного сырья и рационального пользования недрами. Это потребует внесения соответствующих изменений в налоговое и таможенное законодательство, а также совершенствования всей системы государственного регулирования в этой сфере. Я думаю, что и здесь необходимо будет подготовить предложения и по экспортным пошлинам, и по предприятиям, которые работают в сложных условиях, по сложным месторождениям. В общем, всё, что обычно рассматривается в этом контексте.
Особого внимания требует угольная отрасль. Я только что прилетел из Кемерова как раз, это наша угольная столица. Там был запущен новый проект, очень интересный проект по добыче газа из пласта.
Тем не менее у нас есть и традиционная угольная энергетика. Нам необходимо решать вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности этого вида топлива, с промышленной безопасностью предприятий. И, кстати, проекты, подобные тому, что сегодня был запущен, это как раз один из очень эффективных способов решения этих задач в комплексе: и обеспечения безопасности на шахтах, и, с другой стороны, новая стоимость, которая возникает в результате эксплуатации такого рода угольных месторождений. В общем, здесь целый набор задач решается. Хорошо, что мы к этому уже подступились. При этом мы обязаны сконцентрировать наше внимание и на социально-экономических проблемах шахтёрских моногородов и посёлков.
Остановлюсь ещё на одной важной теме.
Нам нужно создать единую систему учёта и контроля за перемещением нефтепродуктов, а также единый перечень нефтепродуктов для таможенного оформления. К сожалению, несмотря на то что для нас эта тема является крайне важной, мы на этом зарабатываем много денег и для государства, и, что называется, для отдельных компаний, их акционеров, полноценного регулирования, современного регулирования здесь нет. Существующая сегодня таможенная идентификация нефтепродуктов позволяет экспортировать высококачественные нефтепродукты под маркой сырьевых товаров: газойля, жидких видов топлива, мазута и так далее.
Одной из причин большого количества незаконных врезок в нефтепроводы и других способов хищения углеводородов остаются манипуляции с переработкой нефти и производством нефтепродуктов. И я хотел, чтобы мы здесь разобрались, что происходит. Надеюсь, что в докладах наших коллег эта тема прозвучит и в конечном счёте воплотится в набор поручений.
Хотел бы отдельно подчеркнуть, что сегодня речь идёт не только о точечных решениях, хотя они необходимы и именно от реализации конкретных проектов зависит и развитие отрасли в целом.
Но в конечном счёте те решения, которые мы с вами принимаем, это ответ на вопрос о том, останемся ли мы в числе ведущих энергетических держав или нас отодвинут на обочину, несмотря на все наши колоссальные запасы, несмотря на весь наш распределённый-нераспределённый фонд, которым мы так гордимся и который мы так активно эксплуатируем. Окажемся на задворках. При этом, конечно, мы должны заниматься (и мне бы хотелось завершить своё короткое выступление тем, с чего я начал) модернизацией и внедрением инноваций не только в новые экономики, не только в высокие технологии в узком смысле этого слова, но и в нашу традиционную экономику, к числу которой относится ТЭК. От того, насколько мы будем успешны, зависит и благополучие нашей страны, и благополучие наших граждан.
http://www.kremlin.ru/transcripts/6856